На главную

Менталитет, социальное устройство и т.д.

Примечание: Разумеется, об этом можно писать долго и крайне запутанно, но мы укажем только самые актуальные вещи, иначе смерть от разрыва мозга постигнет бедных европейцев еще на половине пути к окончанию этой статьи :)

Мир Королевств (особенно – в отыгрываемый нами период, сразу после Катаклизма) это мир людей ОБЩЕСТВА. Мир человеческих связей, социальных и семейных взаимоотношений, а также – жесткой иерархии.
Иерархичность его сейчас слегка пошатнулась из-за условий выживания в условиях пост-катаклизма, но ранее (в предыдущем варианте мира) все было очень жестко систематизировано, а ко временам, показанным в сериале, люди вновь вернутся к привычным им социальным вариантам, лишь слегка смягченным по сравнению с теми, что были ДО…
Одиночка здесь не выживает или почти не выживает. Пусть он десять раз ведет бродячую жизнь проводника или охотника, но где-то у него должен быть дом, родственники или люди, которые ему по тем или иным причинам не чужие. Хоть друзья, хоть соседи по поселку, хоть сюзерены / вассалы, хоть КТО-НИБУДЬ. Иначе на человека будут смотреть пусть и с жалостью (потерявших во время Катаклизма свою родню на данный момент – хоть пруд пруди), но и с определенного рода настороженностью – а вдруг он не так хорош, как кажется? а вдруг он изгнан, проклят или заколдован? а вдруг он – йома, лишь принявшая образ человека?
Для того, чтобы нормально себя чувствовать и нормально взаимодействовать с окружающими, человеку НЕОБХОДИМО иметь возможность в каждый конкретный отдельно взятый момент четко осознавать свое место как в общем социуме, так и в отдельно образовавшейся группе людей (вплоть до банальных собеседников в кабаке или на улице). Иначе он запутается даже в том, как именно ему о себе говорить. Ибо слов, имеющих значение «я» или «ты» в их языке (а мы берем за основу японский) по 30 шт. на каждое из значений…

Семейные и вассальные связи – самые крепкие из тех, что есть в этом мире.
При этом семья это в идеале три поколения, включающих в себя родичей до четвероюродной степени родства, как минимум.
Разумеется, с тремя поколениями на данный момент наличествует некоторая напряженка, но это – тот идеал, к которому люди привыкли стремиться. При этом, т.к. в течении пяти лет Катаклизма семьи заметно уменьшились, оказались разорванными и разметанными по миру, люди стремятся заполнить эту внутреннюю пустоту всеми возможными для них способами: заключение браков, побратимство, усыновление. Последнего – астрономически много. Сиротами осталась едва ли не половина населения мира, а привычка к тому, что детей в семье много – осталась. Поэтому – усыновляют, причем – весьма активно.
Заметим, что усыновление в отличие от заключения брака обратного ходу не имеет. Да и соблюдение сословных рамок при нем, как правило, практически не учитывается. Захотел воин/«аристократ» усыновить крестьянина или подкидыша – быть тому воином или «аристократом» без всякой связи с тем, кто он вроде как есть на самом деле. Да и разорвать такую связь – дело не такое простое, как кажется. Проще собственного ребенка за совершенные грехи от семьи отрешить… Хотя это – наказание из наистрашнейших и пятно на судьбе изгнанника ставит практически несмываемое.
С разрывом вассальных связей – чуть проще, но и тут в случае чего – фиг отмоешься… Да и причину нужно иметь такую, чтобы все, что угодно перевесила… :)

Разумеется, за счет новой системы продолжения рода нежеланных детей у семейной пары не бывает. Незаконнорожденных – тем более. Однако бывают случаи, когда родители гибнут ДО рождения ребенка, и тогда его обязан взять к себе кто-то из прочих родичей. Если же с наличием родичей тоже не повезло, то плод срывает жрец местного храма рибоку и либо отдает ребенка той семье, которая захочет его взять (а такие находятся во множестве), либо воспитывает при храме.
Заметим, что быть приемным родителем – почетно. Ибо считается, что абы кому жрец ребенка все-таки не отдаст и, коли он его отдал, значит люди в его глазах действительно заслуживают оказанной им чести.

Непременное выполнение своих обязанностей перед кем-либо – тоже очень важная часть здешнего мироощущения…
Обязанности существуют перед детьми, перед родителями, перед предками, перед родичами, перед общиной, перед сюзеренами/вассалами, перед правителями, перед подданными, перед богами и т.д., и т.п. Не выполняющий их – опозорен прежде всего перед самим собой, затем – перед своей семьей, общиной и т.д. – по нарастающей.
Для большинства людей этого общества такой позор – вещь непредставимая, точнее – они всеми силами пытаются его избежать, а, если уж «вляпались», то – стараются и исправлять допущенный промах по полной.
Ибо надо быть совсем уж законченным негодяем, чтобы тебя эти проблемы не волновали бы в принципе, а таковых Тэнтэй 25 лет назад всерьез поубирал из мира в процессе Катаклизма / Творения.

Однако, у столь жестких вариантов следования своим обязанностям есть и обратная сторона.
Считается, что человек, выполняющий свои обязанности, вовсе не должен стремиться делать для окружающих что-то СВЕРХ того… Более того – у того человека, для кого некто сделал больше, чем должен был сделать, есть два пути для того, чтобы адекватно (в условиях здешнего мировоззрения) воспринять сложившуюся ситуацию: либо посчитать, что сосед и т.д. полез не в свое дело, либо быть ему благодарным настолько, что с европейской точки зрения благодарность будет совершенно неравноценна оказанному благодеянию.
Причем, заметим, что не ответив на сделанное сверх должного дело / благодеяние, человек будет чувствовать себя крайне неуютно… Европейская система «получил что-то от кого-то и тут же забыл об этом» здесь не работает :)
Пример из современности:
В японском общественном транспорте есть места, которые прочие пассажиры ОБЯЗАНЫ освобождать для пожилых, инвалидов и т.д. Если вы НЕ делаете этого, то вас не понимают, однако ценя-ят…в общем – очень капитально
Если вы сидите на месте, должным образом не обозначенном, лица вышеописанных категорий могут возле вас костьми полечь, но вы ничего им при этом не должны.
Если же вы уступили им не-их место, они будут извиняться перед вами до тех пор, пока вы не выйдите из оного транспорта на своей остановке и действительно будут чувствовать себя виноватыми перед вами / благодарными вам безмерно (особенно, при учете того, что ответить вам ответным благодеянием – не могут, т.к. скорее всего вы никогда с ними больше не увидитесь)…
Пример из сериала:
Заблудившаяся в Лабиринте жрица-новичок, не рассмотрев как следует того, к кому обращается за помощью, просит о услуге проводника Кейки.
Да, Кейки – кирин, и милосердие – это его СУТЬ (следовательно, не быть милосердным в ДОЛЖНОЙ мере он не может по определению), но… работать проводником по Лабиринту НЕ входит в его обязанности.
Кейки помогает, но посмотрите при этом на его лицо, и посмотрите на лицо получившей от него помощь жрицы (как в начале эпизода, так и в конце него)… Бедная девочка там чуть ли не в полуобморочном состоянии находится и не знает, куда ей теперь деваться, а все потому, что из-за ее оплошности тот, кто выше ее по положению, счел для себя возможным совершить сверх-должный поступок…
И ответить ему ей не светит, потому как за такое при их «социальном неравенстве» – хрен расплатишься... :) :) :)


С понятием выполнения своих обязанностей рука об руку идут понятия ответственности и долга.
Ответственность за свои действия (помимо чисто юридической ответственности перед законом) человек несет перед своей семьей, предками, правителями/сюзеренами и богами. И это для него – отнюдь не пустой звук. Ибо, если родители провинившегося могут санкционировать наказание совсем небольшое, то в случае серьезного прогрешения по решению семьи можно нарваться и на изгнание. Оскорбленные негативными поступками своего потомка предки могут лишить его и его семью удачи, например, или своего покровительства.
Правитель может наказать штрафом, тюрьмой и т.д., ну а боги… Божественное наказание люди только что прочувствовали на своей шкуре и в ближайшее время повторения чего-либо подобного не хотят.
В результате ответственность бывает личная и «общественная». Если пострадаешь только ты – это еще ничего, если по твоей вине наказанию подвергнутся и другие люди, то это уже совсем плохо…
И это для обитателей мира Королевств действительно очень сильное внутреннее чувство, им руководствуются в повседневности практически всегда, т.к. это – одна из основных сутей их мировосприятия и культуры.
Даром, что последствия возможного наплевательского отношения к своей ответственности перед кем-либо из вышеперечисленных «лиц», скорее всего свалится на виноватого еще при жизни. Не говоря уже о том, что возмездие от предков или богов может настигнуть виновного и после смерти, точнее – в новом его рождении…

Долг прежде всего понимается как совокупность обязанностей и ответственности + необходимость некоего «роста над собой»: работа над своей душой, улучшение благосостояния семьи и т.д., выполнение взятых на себя обязательств и т.д. и т.п.
Нарушение его или отступление от него – неприемлемы. Ибо для каждого (пусть даже самого «незначительного») человека это сродни выполнению его собственной части Воли Небес. А что случается с невыполняющими эту волю – прекрасно показано в известном сериале…

В прежнем мире положение женщины было очень сильно зависимым. Она постоянно должна была подчиняться то отцу, то мужу, то брату, то сюзерену своей семьи, то приличиям, принятым в обществе, то еще чему-то столь же влиявшему на ее судьбу, но не поддававшемуся особому влиянию со стороны самой женщины.
Да, в разных странах прежнего мира и эти детали серьезно разнились, но… критично то, что сейчас положение кардинально изменилось даже по отношению к самым мягкосердечным ситуациям прежних времен.
Теперь в жизни женщин нет известных многомесячных биологических периодов, когда помощь, защита и т.д. мужчин нужна им, как абсолютная величина. Они не вынашивают детей и, если вдруг и уступают мужчинам в физической силе, то вполне могут ПОСТОЯННО брать свое ловкостью, мобильностью мышления и т.д. Да и работают они практически на равных с мужчинами, ибо мало кто из них в течении последней четверти века может позволить себе существование чисто в доме, без постоянного выхода за четыре стены дома или двора…
Тут-то и выяснилось, что советы они умеют давать – дельные, что сообразительности и хватки у них хватает не только на подмывание младенцев и чистку кухонных горшков. Подростки – так и вовсе сравнялись почти во всем и по своим физическим данным / проделываемой ими работе на благо общины начинают хоть чуть-чуть различаться лишь лет после 14-16, когда ну не может уже девушка поднимать куда-то бревно, послушное рукам и силам ее сверстника-юноши.
Да, кое-кто из людей постарше (и то – не многие) все еще кривятся при виде зарождающегося порядка, какового не было во времена их молодости, но…
Женщина-воин, генерал, министр, правитель, ученый и т.д., как известно – станет обыденной реальностью мира Королевств во времена сериала. А зарождаться это равноправие начинает уже сейчас. И идет при этом вперед поистине семимильными шагами :)
Разумеется, далеко не все женщины Королевств избирают для себя обязательно деятельные роли в окружающем их обществе или так уж стремятся угнаться за мужчинами / доказать тем, что и они (их сестры, жены и матери) тоже чего-то стоят… Процентов 70 из них по прежнему склоняется к чему-то более тихому и изящному, достаточно женственному и т.д. Однако уже не потому, что ОБЩЕСТВО требует от них чего-то подобного, не давая никаких иных альтернатив, а потому, что ИМ САМИМ это кажется более привлекательным, естественным, осмысленным и иже с ним :) :) :)

С социальной иерархией все еще интереснее…
Понятно, что там, где на данный момент уже начинает образовываться «социальный верх», находятся нынешние «аристократы» (точнее – наиболее уважаемые и (в Хан / Рю) хорошо обеспеченные люди), а в дальнейшем к ним добавятся воины и отчасти – сэнины. Однако следующую ступеньку занимают отнюдь не те, кто побогаче, а те, кто обеспечивает наибольший вклад в уровень выживаемости общества – крестьяне. Дальше идут ремесленники и последними – торговцы.
Это тоже – соответствующий «выверт мозгов», основанный на принципиально ином подходе к общему мироустройству. Ибо «аристократы» выше воинов потому, что они – правят и за все отвечают, воины выше крестьян, потому, что они их защищают, крестьяне обеспечивают всех прочих пищей и без них вся остальная система рухнет, как подкошенная. Ремесленники – тоже производят нужные людям вещи, но то, что они делают своими руками, при необходимости может сделать для себя и кто-то другой (мотыгу для обработки земли соорудить в состоянии и крестьянин), а вот торговцы… Торговцы НИЧЕГО не ПРОИЗВОДЯТ, только помогают людям получать для себя то, что им нужно. Следовательно – честно отправляются в самый низ иерархической лестницы и… не отсвечивают… :) :) :)
Разумеется, на данный момент по причине того, что на благо общества должны работать ВСЕ + людей мало и слишком многие из них друг друга знают хорошо и прочно, а «сарафанное радио» при необходимости с легкостью разносит информацию о каждом конкретном человеке достаточно далеко вокруг, вся эта иерархическая лестница плотно переплетена личностным отношением людей друг к другу. А также все еще очень гибка по своему костяку.
Если какой-то конкретный крестьянин – бездельник или безответственный неудачник, а торговец – дельный и обстоятельный человек, четко держащий свое слово, то более уважаемым в конкретном обществе будет этот отдельно взятый торговец. Если воин – дебошир и ярко выраженный асоциальный тип, то любой добропорядочный крестьянин вправе противостоять его асоциальным действиям так, как сочтет нужным. И т.д. и т.п. Примеров на этот счет можно приводить множество… :) :) :)
Даром, что к какой бы части иерархической лестницы не принадлежал каждый конкретный человек в отдельности, он все равно в первую очередь остается членом СЕМЕЙНОЙ иерархии. И в случае не-должных поступков может очень крепко влететь на то, что общество достаточно быстро найдет управу на любого, кто мешает ему жить так, как этого требуют конкретные нормы, принятые в данном обществе.
(Примечание: да, в дальнейшем иерархическая лестница заметно ужесточится и личностные отношения уйдут на второй план, но пока – все именно так, как оно есть на данный момент :) )

Отношение к различным проявлениям существования в мире высших сил сложилось на данный момент примерно следующее:
1. верующими, разумеется, являются ВСЕ.
2. люди, безусловно, ПРИЗНАЮТ наличие в мире богов и возможную встречу с кем-либо из них считают вполне реальной, но при этом мир людей и мир богов в их сознании практически не пересекаются, ибо боги и изрядное кол-во их решений относятся к разряду непознаваемого…
3. Все, что исходит от богов, есть – данность, и иной данности человеку не будет, пока мир не переменится так, как он был изменен Тэнтэем во время Творения.
К последнему пункту однозначно привязывается и потенциальное отношение людей к киринам и императорам. С их властью и полубожественным статусом – не спорят и до попыток противодействовать им и их действиям дойдут в случае чего еще ОЧЕНЬ не скоро. Ибо – см. третий пункт :) :) :)

При этой «всеобщей религиозности» сакральность пантеона старших богов (см. ниже) для простых людей относится к тому же непознаваемому. Людей, не связанных со служением богам напрямую, она затрагивает лишь там, где они сами сознательно пытаются с нею сталкиваться – заключение брака, моление о ниспослании детей и т.д. В остальное время божественная сакральность этой части пантеона простым людям чужда по определению, ибо с их точки зрения – неизмеримо далека от их ежеминутных нужд / желаний.
Зато сакральность младших богов / предков (см. ниже) с точки зрения обывателя – вещь очевидная и, признавая их «младшесть» по отношению к Тэнтэю и т.д., люди связывают с ними кучу совершенно очевидных для них суеверий. Достаточно с их (человеческой) точки зрения серьезных для того, чтобы уделять им внимания гораздо больше, чем сакральной части религии основных культов.
Дело в том, что точки зрения простых людей есть БОГИ и боги. Первые – это пятерка основного пантеона, начиная с Тэнтэя. Вторые – местные божества, ответственные за то, что ближе всего к людям (что-то вроде духов-хранителей местности и т.д.).
И вот с последними-то взаимоотношения почти «семейные» – за неисполненную просьбу изображение бога могут и палкой побить, и в реке утопить, и на помойку близлежащую выкинуть… :)
К предкам относятся куда почтительнее, но предки это – продолжение семьи, поэтому и отношения с ними сугубо сакрально-семейные…
…В более поздние времена культы предков и младших богов, разумеется, отойдут в прошлое, но сейчас они существуют повсеместно и прекрасно вписываются в общую систему божественного пантеона. Уступая первенство Старшим богам, но при этом влияя на жизнь большей части жителей мира Королевств в куда большей степени, чем верховные культы.


Есть вопросы? Задавайте их на форуме в разделе "Обсуждаем материалы сайта. О мире".

На главную

Сайт создан в системе uCoz